На главную На главнуюОбратная связь Обратная связьКарта сайта Карта сайта

Что такое общественное мнение?

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, с трудом поддающихся строгому определению и всестороннему анализу. Лишь в отечественной литературе можно встретить более двух десятков сформулированных определений общественного мнения. Суммируя их, общественному мнению можно дать итоговое, наилучшим образом отвечающее действительности определение: общественное мнение социальной общности это есть специфический способ выявления состояния сознания этой социальной общности, в котором обобщенно и опосредственно отражается отношение большего числа ее членов к событиям, фактам, явлениям в объективной и субъективной действительности, которые вызвали их заинтересованность и дискуссии, воплощаемое в практических действиях или оценочных суждениях данной общности.
Само словосочетание «общественное мнение» на слуху у нас давно. Его с уверенностью можно отнести к числу социальных явлений, которые сегодня не испытывают недостатка внимания к себе. Его изучением и анализом занимаются специалисты практически всех областей обществознания, об общественном мнении пишут и размышляют журналисты, за его симпатиями ревниво следят руководители различных рангов и политики. Активно занимаются изучением, формированием, прогнозированием общественного мнения и стремятся учесть его в практическом социальном управлении, то есть прилагают довольно много усилий к завоеванию его расположения.

Опросы общественного мнения

Следует заметить, что опросы общественного мнения – изобретение относительно недавнее. По иронии судьбы опросы стали популярны и влиятельны только после серии позорных социологических ошибок.
Опросы общественного мнения – незаменимый метод получения информации о субъективном мире каждого человека, его склонностях, мнениях, мотивах деятельности.
Опрос общественного мнения – это практически универсальный прием. Соблюдая надлежащие предосторожности, можно получить такую же надежную информацию, как и при наблюдении или исследовании документов. Причем тема этой информации может быть какой угодно. В том числе и такой, о которой нельзя прочитать или увидеть.
Впервые опросы общественного мнения начали проводиться в Англии в конце XVIII века, в США – в начале XIX века. Газета Harrisburg Pennsylvanian в 1824 году, как раз в канун президентских выборов, впервые в истории предприняла попытку замерить градус общественного мнения. Первый в истории опрос общественного мнения оказался неточным, его прогнозы не подтвердились.
Это событие задало определенный путь развития опросов: достаточно долгое время они находились на обочине большой американской политики – в основном, опросы организовывали мелкие локальные издания, а результаты опросов наиболее часто воспринимались, как забавный казус. Как раз тогда и появились претензии к организаторам опросов общественного мнения, возникающие в большей или меньшей степени и по сей день.
В Германии и Франции опросы впервые были проведены в 1848 году, Бельгии – 1868-1868 гг. Искусство применения этого метода заключается в том, чтобы знать, какие задавать вопросы, как спрашивать и о чем спрашивать, и, в конечном итоге, как убедиться в том, что полученным ответам можно верить.
Для исследования в первую очередь необходимо уяснить, что в опросе общественного мнения участвует не «средний респондент», а реальный, живой человек со своим сознанием и самосознанием, воздействующий на социолога, как и социолог на него.
Респонденты – это не беспристрастные регистраторы своих мнений и знаний, а живые люди, имеющие свои симпатии, предпочтения и опасения. Этим объясняется то, что воспринимая вопросы, на одни из них люди они отвечают неискренне или не хотят отвечать, на другие же – они не могут ответить из-за недостатка знаний.

 
разработка - ИК Юнона

© МедиаФакт 2013 | (4732) 20-49-14 | mediaf@comch.ru
Студия веб-дизайна «Аспект-Воронеж» - поисковое продвижение сайта: Воронеж.