На главную На главнуюОбратная связь Обратная связьКарта сайта Карта сайта

Опросы общественного мнения – двигатель истории

Опросы общественного мнения кажутся безобидным инструментом удовлетворения любопытства. Насколько велика их сила, становится понятно лишь после знакомства с историей появления опросов общественного мнения и развития их методов.

Вообще реальную власть общественного мнения впервые осознали американцы. Они же первые и начали применять метод опроса мнений для влияния на события в обществе.

Показательно, что сама идея опроса возникла на политической почве. Еще в самом начале 19 века в США несколько газет провели собственный опрос общественного мнения, посвященный предстоящим выборам президента. Это положило начало так называемым соломенным опросам общественного мнения, которые получили такое название за свою явно непрофессиональную подготовку. С этого же момента общественные опросы и СМИ стали тесно связаны.

Опросы общественного мнения, первые провалы и взлеты

Опросы общественного мнения существовали на протяжении последующих ста лет, пока подобные газетные опросы жестоко не дискредитировали себя. Это произошло перед выборами Рузвельта в президенты, в 1936 году. Был проведен рекордный опрос газеты Literary Digest: и по количеству разосланных открыток с вопросами (10 миллионов), и по числу полученных ответов (2,3 миллиона). И столь же рекордным стало поражение этого опроса общественного мнения. Кандидатура президента была названа неверно из-за того, что не было учтено два важных фактора. Во-первых, не была проведена выборка опрашиваемых по социальному статусу. Открытки с вопросами отсылались по адресам, на которые были зарегистрированы мобильные телефоны и автомобили.

Поэтому опрос был проведен лишь среди одной социальной группы: состоятельных американцев среднего класса. И хотя охват аудитории был очень широк, выборка оказалась предельно узкой. Во-вторых, при проведении опроса не была учтена общественно-политическая ситуация. А ведь это были годы великой депрессии, от которой пострадали менее зажиточные американцы. Их мнение не было учтено, но оно-то и стало определяющим на выборах. Зато опытным путем было установлено, на что следует опираться в проведении опросов.

Показательно, что верный прогноз дал институт общественного мнения Джоржда Гэллапа, проведя исследование среди гораздо более узкой группы (всего 5 тысяч американцев). Секрет правильности опроса состоял в случайной выборке опрашиваемых. Это позволило предсказать не только результаты выборов, но и результаты опроса, проводимого газетой Literary Digest. Так Джордж Гэллап приобрел мировую известность, а открытые им методы опросов общественного мнения используются до сих пор.

 
разработка - ИК Юнона

© МедиаФакт 2013 | (4732) 20-49-14 | mediaf@comch.ru
Студия веб-дизайна «Аспект-Воронеж» - поисковое продвижение сайта: Воронеж.